Конфигурации: 1С КА 2, ERP 2
Сегодня мы рассмотрим настройку раздела CRM для 1С Комплексной автоматизации 2 и ERP.
Меню: НСИ и администрирование - Настройка НСИ и разделов - CRM и маркетинг - Настройки CRM.
Основная настройка в этом разделе,с которой лучше разобраться заранее, это:
Независимо вести партнеров и контрагентов
Что это значит?
«Партнер» по версии 1С - это управленческое понятие.
А «Контрагент» в данном случае равен юридическому лицу. Зачем может потребоваться вести их независимо?
Мы часто сталкиваемся с тем, что одна компания имеет несколько юридических лиц, официально никак не связанных друг с другом.
В работе с такими группами компаний необходимо оценивать их совокупный объем продаж или закупок, предоставлять единые скидки и другие условия. С точки зрения ведения бизнеса это один партнер. Именно такую возможность предоставляет 1С.
Если установить этот флажок, то в системе будут вестись два справочника:
• Партнеры
• Контрагенты.
Правда, они не совсем независимы: «Контрагенты» по умолчанию подчинены «Партнерам».
Тем не менее система поддерживает и более сложные варианты. Например, партнеров можно использовать для разбивки управленческой или территориальной структуры крупного контрагента.
Как разделение контрагентов и партнеров выглядит на деле?
Для начала посмотрим на документы и справочники в ситуации, если «Партнеры» и «Контрагенты» не разделены.
Вот как выглядит документ продажи:
Как видите, требуется заполнить одно поле - клиент. Если мы откроем список клиентов, то увидим, что справочник называется «Контрагенты», то есть реально мы выбираем сразу контрагента.
Этот формат вполне привычен и ожидаем для любой программы, не только 1С.
Смотрим, что меняется, если мы установим флаг «Независимо вести партнеров и контрагентов».
Во-первых, форма документов меняется:
Как видите, теперь потребуется заполнять два поля: «Клиент» и «Контрагент». В поле «Клиент» теперь открывается справочник «Партнеры», а в нем появляется гиперссылка на контрагентов партнера:
В поле выбора контрагента по умолчанию открывается список контрагентов с отбором по партнеру. При этом отбор устанавливается или снимается с помощью флажка наверху окна:
Если мы снимем флажок, то 1С выведет список всех контрагентов без ограничения по партнеру.
Так можно выбрать произвольного контрагента не подчиненного этому партнеру. Например, это используется, когда для одного юридического лица-контрагента нужно учитывать несколько партнеров.
Есть еще различия в ведении справочников. Поскольку «Партнеры» - справочник управленческий, то в нем не хранятся официальные данные, такие как ИНН. Зато к нему привязана дополнительная аналитика, соглашения (а значит все условия продаж), прайсы (для поставщиков) и т.п.
Контрагенты же, наоборот, содержат юридическую информацию. К ним привязаны договора и банковские счета:
Такой механизм можно использовать для настройки учета в разных ситуациях. Продумайте, какая схема учета вам подойдет перед тем, как начать работу. Погоняйте на тестовой базе заранее.
Формально, ничто не мешает начать работу с объединенным справочником, потом настройку изменить. Но если потребуется объединять контрагентов под одним партнером, то убирать лишних партнеров придется вручную.
Обратный переход, от отдельных справочников к единому, не рекомендует сама 1С. Почему, догадаться не трудно. Что в такой ситуации прикажете делать с несколькими контрагентами привязанными к одному партнеру? Поэтому, в случае чего, предварительную подготовку справочника к такому изменению настройки учета придется проводить самим.
Остальные настройки раздела CRM - это настройки дополнительной аналитики взаимоотношений с клиентами. Их использование вплотную завязано на организации ваших бизнес - процессов. Если сейчас у вас нет ясности в их использовании, то не нужно торопиться. Эти аналитики можно внедрять поэтапно, уже работая в системе.