Эта статья начинает серию материалов по настройкам 1С Комплексной автоматизации 2 (ERP).
Предупреждаю сразу самых смелых и бесстрашных, тех кто планирует разобраться во всем сам, по наитию. Настройка 1С Комплексной автоматизации 2 или 1С ERP - нетривиальная задача.
Различных флажков и переключателей становится все больше от версии к версии. Далеко не всегда очевидно, как они взаимодействуют, какую логику разработчики 1С заложили в программу и ее настройки.
Поэтому, даже если Вы решительно пуститесь настраивать свою 1С Комплексную автоматизацию 2 сами по подсказкам из интернета, то пригласите специалиста 1С проверить настройки после того, как все настроите на ваш вкус.
Работа в неверно настроенной программе может привести к серьезным дополнительным тратам на восстановление учета.
Итак, поехали...
Настройки программы вынесены в пункт меню НСИ и администрирование. Хотя, как мы позже увидим, часть настроек выполняется непосредственно в разделах учета.
Начинаем мы с раздела:
Настройка НСИ и разделов - Предприятие
1. График работы
Здесь нам нужно обязательно заполнить График работы предприятия. Он используется в программе во многих местах, поэтому решите этот вопрос сразу.
Нажимаем на стрелочку вниз и ссылку Показать все:
В новой базе уже создан один график по умолчанию - "Российская Федерация". Он уже заполнен как стандартная пятидневка. Если вас он устраивает, то выбирайте его.
Если у вашей компании особый график работы, то создаем новый график.
График заполняется по производственному календарю по недельному шаблону. Заполняете недельное расписание работы компании и программа автоматически размножит его на весь год.
В контекстной справке Комплексной автоматизации (вопросик в правом верхнем углу окна) это описано очень подробно, я не буду здесь ее повторять.
2. Организации
Следующий блок флажков посвящен количеству организаций.
Если вы будете вести в программе несколько организаций, то вам нужно поставить соответствующий флажок. Иначе в документах даже не будет такого реквизита.
Включить несколько организаций потребуется и в том случае, если у вас будут обособленные подразделения на отдельном балансе. Они настраиваются в справочнике организаций.
Также несколько организаций следует установить и в том случае, если вы планируете вести операции по Управленческой организации.
Зачем может потребоваться Управленческая организация?
Управленческая организация позволяет вести учет операций, которые не должны отражаться в регламентированном учете. В новых конфигурациях 1С вопрос учета таких операций, которые вводятся исключительно в целях управленческого учета, решается через эту организацию.
Все операции, проведенные по управленческой организации никак не отражаются в регламентированном учете и не попадают в бухгалтерские отчеты. А в оперативные и управленческие отчеты они попадают.
Чтобы «Управленческая организация» появилась в списке организаций дополнительно нужно установить флаг «Раздельные операции закупок и продаж для упр. и регл. учета».
Этот флаг в том числе включает возможность проводить одну и ту же операцию по разному в управленческом и регламентированном учетах параллельными документами. Но этот механизм ограничен минимальным набором операций поступления и продажи товаров и при этом довольно трудоемок. Поэтому он непопулярен у пользователей.
3. Классификация задолженности
Следующий блок определяет возможность классифицировать просроченную дебиторскую задолженность разными способами.
Вот, например, как предполагается классифицировать задолженность по умолчанию:
Не всем подойдет такая классификация. Перенастроить под свои правила можно по ссылке «Настройка классификации задолженности». Часто требуется разная детализация задолженности для разных пользователей . В этом случае устанавливаете этот флажок. Эти настройки можно сделать и позже, уже работая в программе, если возникнет такая необходимость.
4. Представление входящих документов
Настройка позволяет выбрать вариант, как у вас будут выводиться входящие документы приобретения в отчеты и печатные формы.
Стандартное представление - это то, к чему мы привыкли в программах 1С. Название документа, как он называется в программе, присвоенный программой номер и дата документа.
Здесь можно настроить альтернативный вариант вывода данных документа.
В первом варианте будут показываться только данные входящего документа поставщика. Настройка выглядит тогда так:
А результат в отчетах получается таким:
Приобретения теперь выглядят совсем по другому. Наименование, номер и дата документа будут выводиться те, что вы укажете на закладке «Дополнительно» в документе приобретения. Но у этого способа вывода есть нюанс: если какой-то реквизит по данным поставщика не будет заполнен, то вместо него будут прочерки. Это нужно учитывать при выборе этого варианта представления документов.
Второй вариант компромиссный. Мы выводим и внешние, и внутренние данные.
В этом случае документы будут выглядеть максимально информативно в отчетах и печатных формах.
5. Валюты
Последний блок отвечает за валюты. По умолчанию многовалютный учет в программе выключен. Валютой регламентированного и управленческого учета является рубль и изменить его нельзя.
Если требуется другая валюта - для любых целей:
- экспортные и импортные операции
- расчеты в условных единицах
- отдельная валюта управленческого учета
то в этих случаях, устанавливаете флаг «Несколько валют».Здесь же можно сразу ввести сами валюты и настроить получение курсов валют. Но можно сделать это и позже, когда возникнет потребность. Если у вас взаиморасчеты в условных единицах, то каждая условная единица вводится, как отдельная валюта.
В отличие от предыдущего поколения программ 1С валюта управленческого учета может быть изменена и при наличии документов в базе.
Программа хоть и повозмущается, но позволит изменить валюту. Правда, программа не будет пересчитывать предыдущие данные и ответственность за последствия такого изменения остается на пользователях.
Если вы установили многовалютный учет, то остается еще один момент, который вам следует определить в разделе Предприятие: даты переоценки валютных средств.
Здесь все понятно из контекстного описания. Если не понятно, то (самое лучшее) оставьте настройку по умолчанию и не беспокойтесь об этом.
На сегодня все. Подпишитесь на рассылку, чтобы следить за выходом статей серии.