Вопрос сложный даже для тех, кто уже работает в программе. В статье разбираем, что такое назначение и зачем оно нужно.
Основная задача назначения – это зарезервировать номенклатуру или работу.
Вот новость, вы скажете? Зарезервировать и так можно, «по старинке». Механизм резервирования в заказах и так есть.
Да, но есть нюанс. И он стоит многих нервов пользователям программы.
Обычное «резервирование на складе» или «резервирование по мере поступления» - это «мягкий резерв». Такой резерв позволяет втиснуть новый заказ раньше вашего по дате. И тогда этот заказ перетянет на себя ваш резерв. То же самое может произойти, если передвинуть дату отгрузки заказа на попозже. Если перед вашим окажется заказ с более ранней датой отгрузки, то резервы пересчитаются.
Хорошо, если заказы делает один человек и строго по порядку. А если несколько менеджеров наперебой резервируют одни и те же товары на складе?
Часто получается, что при тестировании механизма резервирования все выглядит чудесно, всех все устраивает. А в бою мы обнаруживаем быстро нарастающий бардак.
И 1С тут не виновата.
Простое резервирование подходит не для всех случаев. Например, оно позволяет контролировать общую потребность в закупке, когда поступивший товар отгружается под ближайшую потребность на текущий момент. Или товара на складе хватает всем. И задача стоит - поддерживать свободный остаток, чтобы товара всегда хватало.
Если же у вас контракты, ГОЗ, товар поступает под конкретного менеджера, или закупка под проекты, уникальную продукцию – то в этих случаях нужен совсем другой резерв. Надежный. Как броня.
Вот для этого и существуют назначения.
Включаем назначения в меню «НСИ и администрирование - Склад и доставка», в разделе «Обеспечение потребностей»:
Теперь подробнее об основных вариантах использования механизма.
Назначение = заказ
В 1С Комплексной автоматизации 2 и ERP мы имеем целый арсенал заказов:
- клиентов,
- материалов на производство,
- переработчику,
- на сборку,
- на внутреннее потребление,
- на перемещение,
- плюс заказ на производство (только в ERP).
Назначением может стать любой заказ, под который нужно сделать закупку у поставщика или выпустить продукцию.
Когда проводится заказ к обеспечению, то создается назначение со ссылкой на этот заказ.
Пока еще это назначение ничего не значит – оно висит в воздухе. Но если его указать в заказе поставщику или документе поступления, то это назначение становится железной броней, сейфом для поступившей партии товара.
Открыть этот сейф может только документ отгрузки под соответствующий заказ.
Вы можете делать с заказом что угодно: менять дату, состав, удалять строки, закрывать, – назначение сохранит резерв в неприкосновенности.
Если все идет по порядку, то механизм отлично защищает товар от нецелевого использования. Товар под срочный и важный контракт невозможно будет отгрузить по случайной заявке. Механизм действительно полезный и многих спасал от неприятных скандалов и неустоек.
Вы уже, наверное, почувствовали легкое беспокойство. Да, есть подводные камни. Отмена таких резервов потребует дополнительных усилий.
Если заказ корректировался после того, как резервы под назначение уже появились, то могут появиться лишние резервы. Сами они не уйдут, даже когда заказ будет закрыт. Нужно контролировать остатки таких резервов и своевременно корректировать их, если какие-то из них необоснованно зависли. Для этого существует специальный документ «Корректировка назначений».
В некоторых случаях такая ситуация дисциплинирует пользователей, и они вырабатывают успешные процедуры работы с назначениями. А в некоторых у пользователей буквально взрывается мозг, и им приходится отказываться от работы с назначениями, несмотря на все плюсы.
Назначение = направление деятельности
Это тоже очень популярный механизм. Используется как совместно с заказами, так и совершенно независимо от них.
Часто бывает, что потребности у нас формируются под определенный проект, контракт ГОЗ, направление продаж и тому подобное. Заказ под такую аналитику не годится.
В рамках такого проекта номенклатура может свободно перераспределяться между заказами, или заказы вообще могут не использоваться. Вот для таких ситуаций в качестве назначения мы будем использовать направление деятельности.
В 1С Комплексная автоматизация 2.4, чтобы использовать Направление деятельности как назначение в документах, нужно разрешить для этого направления обеспечение сверх потребности заказов. Это указывается в карточке Направления деятельности. В 1С КА 2.5 этого не требуется, направление деятельности можно использовать как назначение в любом случае.
Потребности по направлению деятельности на складе нет, поэтому чтобы выбрать его в документе, флаг «Потребность на складе» нужно снять.
Мы разобрались с вами, для чего нужны назначения в 1С Комплексная автоматизация 2 и ERP. И какой вид назначения, заказ клиента или направление деятельности для каких случаев подходит.