Конфигурации: 1С КА2, 1C ERP2
Эта статья будет полезна не только бухгалтеру, но и руководителю предприятия. 1С Комплексная автоматизация 2 и ERP внедряют тогда, когда для организации одного бухучета мало. Нужен оперативный учет, объективная себестоимость и другие критично важные для бизнеса цифры.
И как часто, по инерции, основная ответственность за внедрение и работу в 1С Комплексная автоматизация 2 и ERP ложится на бухгалтера. Он же уже ведет учет в 1С… Бухгалтер мыслит проводками и сальдо счетов. И в любой непонятной ситуации его спасает волшебная «бухгалтерскую операцию», которая наводит порядок в привычном ему учете.
Можно ли в 1С КА 2 или ERP проблемы в учете решать с помощью всемогущего документа «Операция (регл.учет)»? Например, вносить начальные остатки или текущие расходы бухгалтерской операцией? Или директор будет недоволен?
Спойлер: Директор будет очень недоволен. Почему, смотрите подробный пример в видео или читайте статью ниже.
Ссылка в RUTUBE Ссылка в YOUTUBE
В нашем примере, мы вводим начальный остаток расходов незавершенного производства через операцию регламентированного учета.
Меню: Регламентированный учет - Операции (регл.учет)
В следующем месяце у нас будет выпуск продукции, на которую израсходованы материалы на сумму 10 000 рублей. И мы планируем, что расходы из незавершенного производства также попадут в себестоимость этой продукции.
То есть мы ожидаем, что расходы из бухгалтерской операции спишутся на производство и попадут в себестоимость выпущенной продукции. Тогда конечная себестоимость продукции должна быть 20 000 рублей.
Но, после закрытия месяца, проводки документа выпуска сформировались на 20 счете только на 10 000 рублей, а начальный остаток остался нетронутым.
Та же самая ситуация будет, если ввести текущие расходы бухгалтерскими операциями.
В таких ситуациях бухгалтера нередко продолжают работать «руками» и закрывают 20-е счета на 90 счет вручную . После закрытия месяца в бухгалтерском учете все выглядит неплохо.
На 20 счете незавершенное производство списано на выпуск.
На 90 счете программа учла ручную операцию, счет закрыт правильно.
НО! Все проблемы останутся в данных отчетов по себестоимости, доходах и расходах.
Управленческие отчеты не увидят ручные операции, и данные по себестоимости для управленцев будут недостоверны.
Смотрим анализ себестоимости продукции в меню Производство - Отчеты по производству - Анализ себестоимости продукции по организации и видим, что там учтена только стоимость материалов. Расходы из остатков незавершенного производства в себестоимость не попали.
В отчете о доходах и расходах себестоимость продаж нашей продукции также неверна. Смотрим в меню Финансовый результат и контроллинг - Отчеты по финансовому результату - Доходы и расходы предприятия.
В бухучете все красиво, но в управленческих и финансовых отчетах просто полная ерунда. Самое неприятное в том, что программа не будет считать это ошибкой. Да, месяц успешно закрыт. Почему не сходятся управленческие данные с оборотками вы должны контролировать сами. Может вам так и нужно.
Я сталкивалась с ситуациями, когда в программе уже ведется учет серьезного производства. Много расходов, сложная себестоимость. Сотрудники вводят кучу данных. Да, бухучет весь успешно закрыт. А анализ себестоимости ... пустой. Совсем пустой!
Разбираемся и видим, что учет ведется не подходящими документами или бухгалтерскими операциями. Это очень грустно, так как конечная цель перехода на 1С Комплексная автоматизация 2 и ERP не была достигнута. По сути, весь учет нужно перенастраивать и запускать с нуля.
Поэтому даже, если вы уже работали в какой-то другой 1С, при переходе на 1С Комплексную автоматизацию 2 или ERP очень важно полноценно обучиться работе с программой, настроить ее под свой учет, разобраться в особенностях закрытия месяца и проверить, какую информацию формируют важные для вас отчеты.