Бухгалтерам или финансистам часто требуется связать статьи расходов с характером затрат или со счетами бухгалтерского учета расходов в одном отчете. В той или иной форме такой вопрос мне регулярно задают на консультациях.
Давайте рассмотрим в статье два совершенно разных приема, как это можно сделать в 1С Комплексная автоматизация 2 или ERP.
Вариант №1. Настройка оборотно-сальдовой ведомости
Мы будем настраивать самую обычную «Оборотно-сальдовую ведомость», чтобы получить отчет по статьям расходов сгруппированный по счетам учета.
Мы идем с вами в меню: Регламентированный учет – Стандартные бухгалтерские отчеты – Оборотно-сальдовая ведомость.
Открываем настройки отчета. На закладке «Отбор» выбираем списком все нужные нам счета учета расходов.
После этого на закладке «Группировка» для каждого из выбранных счетов указываем группировку по субконто «Статьи затрат».
Настройку можно сохранить по кнопке «Сохранить настройки» на верхней панели отчета.
И все, можно формировать нужный отчет. Он сформируется по движениям на счетах бухгалтерского учета.
Не забывайте закрывать месяц перед формированием отчета. Все движения будут показаны здесь только после расчета себестоимости и проведения документв по регламентированному учету.
У этого отчета есть два существенных «но»:
Во-первых, по 20 счету выводятся совершенно нечитаемые данные. В список статей затрат, кроме самих косвенных затрат, непосредственно отнесенных на счет 20, попадает номенклатура прямых материальных расходов и статьи общепроизводственных расходов, которые были списаны на выпуск. Кроме того, при этом задваиваются обороты при распределении расходов на выпуск.
Во-вторых, нужно учитывать, что счета учета расходов в программе оборотные. Поэтому если на счетах есть остатки на начало или конец рассматриваемого периода, то они будут выведены в отчет без детализации по статьям расходов.
Если эти «но» вас не устраивают, то придется использовать другой подход.
Вариант № 2. Настройка отчета «Расходы»
Очень часто статьи расходов в справочнике статей группируют по характеру расходов. Если так сгруппировать статьи, то можно воспользоваться еще одним очень полезным отчетом. Это отчет «Расходы». Многие его не используют, а это очень любопытный отчет для анализа расходов.
Нам нужно будет его немного изменить, чтобы в отчет выводились статьи расходов не списком, а по группам.
Отчет можно найти в меню Финансовый результат и контроллинг – Отчеты по финансовому результату – Доходы и расходы предприятия или организаций.
У вас откроется отчет Доходы и расходы», но сегодня нам нужен не он. Мы выберем другой вариант отчета «Расходы организаций».
В этом отчете так же переходим в «Настройки». Нам потребуется расширенный вариант настроек.
Переходим на закладку «Структура» и щелкаем по самой нижней строке, в которой указана «Статья расходов».
В открывшемся окне меняем тип группировки на «Иерархия».
Теперь мы в отчете получим статьи, разобранные по группам из справочника статей.
Чтобы нам не мешала группировка по подразделениям, ее можно совсем убрать. А статьи расходов поднять выше.
В этом отчете в группе производственных расходов будут выведены только статьи расходов, которые были отнесены к этой группе. Никаких двойных оборотов и других эффектов бухгалтерской оборотки здесь не будет.
Здесь вы видите, куда именно распределены расходы по каждой статье. И остатки тоже будут выводиться уже в разрезе статей. Полезный во всех отношениях отчет, возьмите себе на заметку и применяйте его в работе.